Водяной насос
Водяной насос центробежного типа служит для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Установлен в передней части блока цилиндров слева (КамАЗ-740), на переднем торце блока цилиндров (ЗиЛ-131).
На автомобиле ЗиЛ – 131 водяной насос объединен с вентилятором и имеет с ним общий привод – клиноременной передачей от коленчатого вала.

1 - крыльчатка вентилятора; 2 - шкив; 3 - подшипник; 4 - валик; 5 - крыльчатка насоса; 6 - прокладка; 7 - корпус насоса; 8 - подводящий патрубок; 9 - корпус подшипников; 10 - манжета; 11 - уплотнительная шайба; 12 - обойма сальникового уплотнения.
В корпусе 7 насоса на шариковых подшипниках установлен валик 4. На его переднем конце с помощью ступицы закреплен шкив 2. К его торцу привернута крыльчатка 1 вентилятора. При работе двигателя шкив получает вращение от коленчатого вала через ремень. Лопасти крыльчатки 1, расположенные под углом к плоскости вращения, забирают воздух от радиатора, создавая разрежение внутри кожуха вентилятора. Благодаря этому холодный воздух проходит через сердцевину радиатора, отнимая у него теплоту.
На заднем конце валика 4 жестко посажена крыльчатка 5 центробежного жидкостного насоса, который представляет собой диск с равномерно расположенными на нем криволинейными лопатками. При вращении крыльчатки жидкость из подводящего патрубка 8 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса 7, и через прилив подается в водяную рубашку двигателя.