Назначение и требования к тормозным механизмам
Исполнительными органами автомобильных тормозных систем являются тормозные механизмы-устройства, в которых входное воздействие (усилие, создаваемое исполнительными органами тормозного привода) преобразуется в тормозной момент, приложенный к колесу и создающий искусственное сопротивление его вращению, а, следовательно, и движению автомобиля. Тормозные механизмы при торможении поглощают огромную энергию движущегося автотранспортного средства. Превращенная в тепло, она затем рассеивается механизмами в окружающую среду.
Принцип действия современного тормозного механизма (в данной главе
рассматриваются тормозные механизмы рабочей, запасной и стояночной тормозных систем) основан на использовании силы трения, возникающей при соприкосновении элементов вращающегося ротора, связанного с колесом и неподвижного статора, закрепленного на шасси балки моста автомобиля. При торможении ротор передает тормозной момент на колесо, а статор-реактивный момент на шасси балки моста автомобиля.
Величина тормозного момента зависит от конструкции тормозного механизма, его размеров и приводной силы–силы, которая прижимает элементы статора к ротору. Поэтому водитель, изменяя приводную силу, может регулировать величину тормозного момента и соответственно замедление автомобиля по своему усмотрению.
Тормозной механизм может располагаться непосредственно в колесе (колесный тормоз) или в трансмиссии автомобиля, чаще всего у карданного вала (трансмиссионный тормоз). Поскольку во втором случае тормозной момент передается к колесам через трансмиссию, перегружая ее, трансмиссионные тормозные механизмы применяются только в качестве исполнительных органов стояночной тормозной системы.