Маховик
Маховик служит для обеспечения вывода поршней из мертвых точек, более равномерного вращения коленчатого вала многоцилиндрового двигателя при его работе на режимах холостого хода, облегчения пуска двигателя, снижения кратковременных перегрузок при трогании автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам трансмиссии на всех режимах работы двигателя.
Маховик отливают из серого чугуна, располагая основную массу металла на ободе для увеличения момента инерции. На обод маховика напрессовывают или надевают зубчатый венец, необходимый для вращения коленчатого вала при пуске двигателя стартером. Поверхность маховика, соприкасающуюся с ведомым диском сцепления, шлифуют и полируют. На ободе или торце маховика имеются метки, позволяющие установить поршень первого цилиндра в ВМТ, при установке зажигания (у карбюраторных двигателей) или момента начала подачи топлива (у дизелей). Коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением подвергают динамической и статической балансировке, чтобы неуравновешенные силы инерции не вызывали вибрацию двигателя и ускоренное изнашивание коренных подшипников. Обычно маховик крепят к фланцу коленчатого вала болтами, которые подвергаются термической обработке и шлифованию. Корончатые гайки, навернутые на эти болты, тщательно шплинтуются. Одно из крепежных отверстий на маховике и во фланце смещено по окружности на несколько градусов (2о – в автомобиле ЗиЛ-131), что обеспечивает точное соединение маховика и коленчатого вала, после разборки.
У дизелей ЯМЗ-236 и КамАЗ-740 маховик крепят болтами, которые ввертывают непосредственно в коленчатый вал. В этом случае маховик точно фиксируется относительно шеек коленчатого вала двумя штифтами.